Конструкция ГБО
Типов баллонов оборудования, позволяющего работать автомобилю на газу, всего три:
-
торообразный, содержащий горловину внутри – предназначен для установки в салоне автомобиля, в багажном отделении на месте запасного колеса, при этом обязательно должна быть шахта с вентиляцией;
-
торообразный, у которого горловина находится снаружи – устанавливается под днищем транспортного средства исключительно на месте запасного колеса;
-
цилиндрический – устанавливается в салоне, требует наличия камеры вентиляции.
Заправка пропаном-бутаном производится благодаря специальному заправочному устройству. Давление при заправке газа достигает до 1,0 – 1,6 Мпа.
Монтаж ВЗУ
Для удобства подачи газа с автозаправочных станций в автомобиль используют выносные заправочные устройства. Обычно их оснащают специальным клапаном с предохранительной функцией.
Установить ВЗУ можно:
-
в люк горловины, куда поступает бензин при заправке;
-
под бампер;
-
в буфер транспортного средства;
-
в отделение багажа (только для кузова седан).
Заправка происходит в автоматическом режиме. За остановку процесса отвечает специальный поплавок, закрывающий мультиклапаны во время максимального подъема.
Характеристики мультиклапана
Запорное устройство устанавливается на верхнюю часть заправочного баллона. Устройство класса Б защищает баллон от переполнений. Как только уровень газа достигает 80%, дальнейшая заправка становится невозможной, так как происходит отсечка.
Невысокая цена мультиклапанов класса Б привлекает недобросовестных продавцов. Такая запорная арматура не соответствует специальным требованиям Е67-R1 и влечет опасность, так как сбросный клапан в них отсутствует.
Причина опасности заключается в том, что газ в жидкой фазе может увеличиться в объеме. Поэтому не рекомендуется переполнять бак топливом. При резких скачках температуры от -30°С на улице до положительных температур в боксе, неизбежно возрастание давления в баке до опасных отметок.
Следующий запорной арматуры на рынке – это мультиклапаны класса А. Они устанавливаются как дополнение к отсекателям в автомобилях. Оснащены специальным клапаном, сбросным устройством. При росте давления из-за перезаправки баллона больше чем на 80% мультиклапан ликвидирует лишний газ. Давление считается критическим, если превосходит отметку 25 атм. Важно отметить, что это происходит во всех автомобилях через блок вентиляции.
Характеристика устройств класса А:
-
наличие встроенного скоростного клапана, задача которого – защита от утечек при обрыве магистрального трубопровода;
-
наличие обратного клапана, исключающего выброс газа при отсоединении заправочной струбцины;
-
предусмотрено два запорных вентиля, позволяющих вручную перекрыть магистральный и заправочный трубопроводы;
-
механический указатель уровня горючего.
Более удобная запорная арматура относится к классу Европа. Главной отличительной особенностью от класса А является наличие дополнительного электромагнитного клапана, который прекращает подачу газа от баллона в тех случаях, когда выключается система зажигания или транспортное средство работает на бензине.
Работа газобаллонного оборудования с мультиклапаном классификации Европа основана на следующих принципах:
- Газовый клапан блокирует поступление газа к редуктору после перехода на бензиновый режим, или при выключении зажигания. Он зачастую подключен к фильтру жидкостной фазы в том же корпусе. В некоторых случаях его можно найти встроенным в редуктор испарителя.
- Редуктор (он же клапан) испарителя преобразует вещество в газообразное состояние из жидкости, снижает давление до одной атмосферы, а также поддерживает уровень давления, зависящего от абсолютного давления внутри входящего коллектора, на постоянной основе. Регулировщик испарителя для двигателя выбирается, опираясь на мощность.
- Газ, проходя редуктор, идет через фильтрацию паровой фазы, или как его еще называют – фильтр тонкой очистки. Тем самым газ избавляют от взвешенных частичек, а дальше он поступает внутрь двигателя, следуя по газовым нагнетателям.
- Газовые инжекторы имеют разную пропускную мощность, скорость работы, пригодность к ремонту и долговечность. Они выбираются в зависимости от силы двигателя и специфики авто. Для использования ГБО при слишком холодных температурах нужно ставить инжекторы, сделанные из пластика или алюминия с подогревом форсунок.
- Каждый цилиндр в двигателе получает газ по распределенной под него форсунке, поэтому на четырехцилиндровом двигателе ставят газовые инжекторы с соответствующим количеством форсунок. Мощность подачи газа регулируется вкручиванием в выходящие цилиндры жиклеров с разным профилем, что гарантирует эффективность всего механизма на малолитражных и на крупных двигателях.
- Весь комплекс управляется контроллером (управляющим блоком). Внутри ГБО четвертого поколения стоит электронный блок управления (ЭБУ), считывающий информацию о моменте, когда открываются инжекторы от бензиновой системы, и высчитывает наилучшее мгновение для открытия форсунок с газом. ЭБУ газобаллонного оборудования управляет сигналом с жидкостной на газовую подачу, прерывая снабжение бензина. При этом бензиновый насос продолжает работать, и жидкое топливо циркулирует по обратной магистрали.
- Внутри салона машины ставят сенсорный тумблер выбора между газом и бензином. Когда редуктор нагревается до 40 °C, система сама переводит режим на газ. Помимо этого, можно вручную переключаться с газа на бензин и обратно, а автомобиль при этом может находиться на холостых или ходовых оборотах.
- Наборы с ГБО 4-го поколения снабжаются еще одним датчиком. Контроллер давления и разряжения замеряет разницу разряжения внутри впускного коллектора и атмосферного давления, передавая эту информацию в блок управления. Благодаря этому датчику и блоку управления достигается более точное определение момента переключения с бензина на газ и обратно.
- При использовании ГБО четвертого поколения происходит значительное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. При работе на газу снижаются выбросы оксидов азота, углеводородов и твердых частиц, что позволяет автомобилю удовлетворять экологические требования, установленные в большинстве стран мира. Кроме того, использование ГБО позволяет значительно экономить на топливе, что делает его более доступным и выгодным в эксплуатации.
Вариатор УОЗ
Вариатор опережения зажигания – устройство, которое позволяет улучшить работу двигателя на основе газа (как пропан-бутана, так и метана). Причина в том, что октановое число у газа превышает аналогичное у наиболее высокооктанового жидкого топлива. На газовом режиме медленно сгорает газ в цилиндре двигателя, поэтому при аналогичном угле опережения зажигания, газовый расход выше нормы, а тяга и мощность мотора – снижаются.
Тепло от выработанного газа в этом случае выше аналогичного показателя при жидкостном режиме, что ведет к повышенному воздействию на клапаны и их седла теплом. Распределитель УОЗ решает эту проблему, проводя автоматический сдвиг момента возгорания на лучший уровень, с целью полного выгорания и раскрытия потенциала газа.
Несмотря на народные прошивки автомобилей «под газ», имеющие сомнительное происхождение и содержащие неизвестные углы опережения, устройство ОУЗ имеет тонкие настройки, разработанные для отдельных моделей авто. В отличие от народных, их тестируют на стендах производителей. Список поддерживаемых моделей постоянно расширяется. В случае необходимости, угол зажигания может быть сразу же скорректирован в зависимости от особых запросов.
Вариатор почти всегда обязательно ставить при переходе машины на газ, и такая модификация пойдет только на пользу любому двигателю, работающему в двухтопливных условиях (бензин и газ). Прирост мощности больше всего ощущается на низких и средних оборотах, которые чаще всего используются при вождении.
Независимо от типа топлива, заводская электроника управляет зажиганием, несмотря на свойства замещающего топлива. Это связано с тем, что она «не видит», что двигатель запитан другим топливом, а не предназначенным для него с завода.
Подогрев форсунок
Установка подогревателя форсунок может решить проблему забивания и облегчить движение рычага инжектора, в том числе, при работе на сгущенном газе или при морозной или холодной погоде. Подогреватель устанавливается на корпус инжектора, а электронный блок управления автоматически управляет температурой подогрева, основываясь на показаниях датчика. Подогрев идет в точке контакта рейки и нагревательного элемента.
Контроллер регулирует систему подогрева только при необходимости, с целью снижения расхода запасов аккумулятора. Сам процесс работы с газовой рейкой не требует специальных знаний – легко снимается и устанавливается, и не требует регулярного техобслуживания.
Реле сброса памяти
Устанавливая реле очистки памяти BRC NP-01 на автомобиль, которому установлено газобаллонное оборудование, устраняется сложность с запуском прогретого двигателя на некоторых марках машин. Это гарантирует надежную и непрерывную работу газобаллонного оборудования на автомобиле.